Консультация для родителей
«Роль отца в семье»
Подготовила материал социальный педагог
МБДОУ ЦРР д/с №15 – Дубовик Н.С.
Наиболее существенным фактором, влияющим на формирование личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и о себе ребёнок получает от родителей, которые к тому же обладают уникальной возможностью влиять на него в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.
Семья — это малая первичная группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост. Отец и мать реализуют различные функции воспитания, обусловленные целым рядом причин исторического и культурного свойства.
Отец в семье выполняет одну из самых яркий ролей в воспитании ребёнка. С одной стороны, над ним довлеют исторические установки прошлого, с другой — отец всё больше становится полноценным субъектом воспитания.
Целостный образ человека можно рассматривать как результат воспитательных воздействий как матери, так и отца. Контакты между младенцем и отцом, как и между младенцем и матерью, строятся по моделям, определяемым социальными, классовыми, культурными традициями. Матери гораздо чаще пользуются игрушками в общении с младенцем; отцы склонны использовать своё собственное тело: руки — «турник», колени — «лошадка».
Это различие будет оставаться заметным в течение всего периода раннего детства. Отцы, по результатам наблюдений, склонны давать больший простор личности ребёнка, чаще выпускают его из поля зрения и в среднем позволяют ему ползать (прежде чем подхватить на руки) в два раза дольше. Матери же, когда их дитя сталкивается с чем-то/ кем-то непривычным, инстинктивно стараются оказаться поближе, как бы показывая, что ребёнок под защитой.
Отцы в таких случаях не вмешиваются, предоставляя ему возможность познакомиться и освоиться. Каждая из этих моделей поведения вносит свой вклад в эмоциональное развитие ребёнка. Исследования показали, что дети, чьи отцы принимали активное участие в воспитании, реже плакали при разлуке с близкими или при появлении незнакомого человека. И это лишь самое начало благотворного воздействия, которое оказывает на всю дальнейшую жизнь ребёнка отец, активно занимающийся воспитанием.
Малыш познаёт мир и, в первую очередь, своих родителей через телесные ощущения. Поэтому ему очень важна физическая близость отца, т.е. другого, не такого, как мама, человека, который тоже любит, заботится, защищает и учит. Если ребёнок не будет знать папиных рук, тела, движений, дыханья, то к тому времени, когда он начнёт общаться словами и глазами, папа покажется ему незнакомым взрослым, биение сердца которого малыш не слышал. Между ребёнком и мужчиной существует некоторая дистанция, которая позволит малышу, когда придёт время, научиться быть автономным. В идеале родители представляют собой пару, в которой мама олицетворяет детство — уютный тёплый мир, где всегда угадываются и исполняются все желания, где ничего не требуют и всегда помогут; а папа — посланец другого, взрослого мира, где каждый человек отвечает за себя, где есть неизвестность, риск и успех, где есть любовь, которая отличается от любви мамы к младенцу.
В современной семье отец чаще является источником финансовой поддержки. В связи с этим всё больше и больше отцов передают свои воспитательные функции жене, другим членам семьи. Раньше отец был не только кормильцем и защитником, но и показателем духовного состояния семьи.
Общеизвестно, что отец в семье символизирует силу и защиту. Когда отца нет, ребёнок этой защиты лишается. «Нет отца» — это ещё не значит, что семья неполная. Дело в том, что отец может «присутствовать» в семье физически, а психологически как значимое лицо не восприниматься. Вот и получается, что ребёнку не к кому идти, когда ему страшно.
Особенно неблагоприятно психологическое отсутствие отца в семье сказывается на воспитании мальчиков. В психологии есть такое понятие — идентификация, т.е. восприятие себя подобным другому — иными словами, с кого бы ребёнок хотел брать пример, кому бы хотел подражать — отцу или матери. Доказано, что возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек 3-8 лет. Успешность идентификации в основном зависит от авторитетности родителя того же пола в воспитании детей, т.е. опять же от поведения в семье.
Чегожеожидаетребёнокот отца?
Мальчикунеобходимыдружба иодобрение. Ребёнку нужен отец, исполняющий отцовскуюроль. С самого раннего младенчества ребёнок должен знать, что у него есть отец, который может защитить его от опасностей.
Их можно разделить на три главные области:
- опасности внешнего мира;
- связанные с его внутренними страхами;
- избыточная опека матери.
Укрепляя в семье статус матери, отец в то же время должен защищать ребёнка от слепой материнской любви. Конечно, не все матери склонны к избыточной опеке, но некоторые из них продолжают «нянчить» детей даже тогда, когда они уже вышли из младенческого возраста. Именно отец предоставляет ребёнку свободу и возможность экспериментировать с независимостью. Если рядом с мамой ребёнок чувствует, что его любят, то уверенная любовь отца показывает ему, что он компетентен.
Хорошо, если ребёнок имеет возможность проводить много времени с отцом, ощущать его внимание и заботу. Однако часто отец, уставший, придя домой с работы, замыкается в своём бездейственном безмолвии. И если бы он понимал, как ценно его общество для ребёнка, то почувствовал бы большее желание преодолеть свою усталость. Не надо заставлять себя сверх всякой меры. Лучше каждый день поиграть с ребёнком минут 15, чем провести в зоопарке целый день, сожалея о «невыполненных» делах.
Иногда отец стремится во что бы то ни стало сделать своего сына идеальным во всех отношениях, и это мешает им просто приятно проводить время вместе. Если отец всё время критикует его, даже по-дружески, ребёнку становится не по себе, и он перестаёт получать удовольствие от игры. Кроме того, ему начинает казаться, что он ни на что не годен и что отец его тоже так думает. Одобрение отца важнее для ребёнка, чем указания и поправки.
Мальчик не становится мужчиной по духу только потому, что он родился с мужским телом. Он начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин и старших мальчиков, к которым он чувствует дружеское расположение. Он не может брать пример с человека, который ему не нравится. Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к ребёнку, мальчик будет испытывать неловкость не только в его обществе, но и среди других мужчин и мальчиков. Такой мальчик потянется ближе к матери и воспримет её манеры и интересы. Если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он не должен стыдить ребёнка, когда тот плачет, когда играет в игры для девочек, заставляя его заниматься только «мальчишечьими». Отец с сыном могут иногда отправляться вдвоём на прогулки или экскурсии. И главное — у них должны быть свои — общие — секреты.
Девочке тоже нужны дружеские отношения с отцом. Девочка не подражает отцу, но его одобрение придаётей уверенность всебе. Отец может похвалить внешний вид, аккуратность дочки, её тактичность, то, что она делает своими руками. Когда девочка станет старше, отец должен показывать ей, что он ценит её мнение, и иногда советоваться с ней. А когда девочка совсем вырастет и у неё появятся друзья-мальчики, очень важно, чтобы отец серьёзно к ним отнёсся. Учась ценить в отце те качества, которые делают его настоящим мужчиной, девочка готовится выйти в большой мир, наполовину состоящий из мужчин. Тип юношей и мужчин, с которыми она будет дружить, став девушкой, и особенно того, кого она полюбит, её замужняя жизнь будут во многом определяться теми отношениями, которые в детстве у неё были с отцом.
Бурные игры. Детям очень нравятся бурные игры. А какую радость испытывают они, эмоциональные от природы, когда вместе с ними играет самый близкий человек — папа! Для многих взрослых самое яркое впечатление детства — простая возня на ковре с рычащим и смеющимся папой.
Отец не должен насмехаться над ребёнком. Многие отцы любят выражать свои замечания в виде насмешек. Это слишком сильное средство воздействия на маленьких детей. Чувство юмора развивается у них постепенно, и поэтому чаще всего дети чувствуют себя униженными. Следует тактично использовать юмор в общении с детьми, умело используя сравнения.
ТЕСТЫ ДЛЯ ЖЕНЩИН
Ответьте на вопросы и подумайте, может, не стоит всё принимать, как есть… А попробовать изменить ситуацию — просто поговорить! Один такой разговор может быть весьма полезен и для супругов и для детей.
ТЕСТ «ХОРОШИЙ ЛИ ОТЕЦ?»
Хотите взглянуть на мужа глазами вашего ребёнка и сравнить его мнение со своим? Вам предлагаются два перечня вопросов. Один — для вас, второй — для ребёнка. Если он ещё мал, задайте вопросы устно. Старайтесь говорить мягким, спокойным голосом, не подсказывая ответов.За каждый положительный ответ начисляется 1 балл.
ТЕКСТ ОПРОСНИКА ДЛЯ МАМЫ
1.Любит ли ваш ребёнок проводить время с отцом?
2.Рассказывает ли он об отце своим друзьям?
3.Нравится ли ребёнку ходить вместе с отцом в гости, гулять?
4.Есть ли такое дело, которое сыну или дочери особенно нравится выполнять вместе с папой, например, мастерить что-то, возиться с машиной, заниматься спортом?
5.Считаете ли вы, что ребёнок гордится своим отцом?
6.Приходилось ли вам замечать, что ребёнку нравится, когда отец его учит или что-либо объясняет?
7.Разговаривает ли папа с ребёнком о его делах и друзьях?
8.Часто ли отец хвалит ребёнка?
9.Справедливо ли он наказывает сына или дочь?
10.Любит ли ваш ребёнок приласкаться к папе?
11.Считаете ли вы, что муж слишком строг с ребёнком?
12.Часто ли ваши дети обижаются на отца?
13.Обращает ли папа внимание на внешний вид ребёнка?
14.Считаете ли вы, что отец хочет быть примером для сына или дочери?
15.Ваш муж приветлив и внимателен по отношению к ребёнку?
ТЕКСТ ОПРОСНИКА ДЛЯ РЕБЁНКА
1.Любишь ли ты бывать с папой?
2.Рассказываешь ли ты своим друзьям о папе?
3.Нравится ли тебе ходить вместе с папой в гости или просто гулять?
4.Есть ли такое дело, которое тебе особенно приятно выполнять вместе с отцом?
5.Ты гордишься своим папой?
6.Нравится ли тебе, когда папа что-либо тебе объясняет или учит чему-либо?
7.Разговаривает ли папа с тобой о твоих делах или друзьях?
8.Часто ли тебе приходится слышать похвалу от отца?
9.Если папа тебя наказывает, то это всегда справедливо?
10.Бывает ли так, что тебе очень хочется обнять и поцеловать папу?
11.Твой папа слишком строгий?
12.Ты часто обижаешься на отца?
13.Папа обращает внимание на твой внешний вид?
14.Хочет ли папа быть примером для тебя?
15.Твой папа приветлив и внимателен к тебе?
РЕЗУЛЬТАТЫ
Если разница между баллами, набранными вами и ребёнком, не превышает 5 баллов, вы хорошо чувствуете настроение своего ребёнка, у вас с ним нет противоречий в отношении к отцу.
Вы оценили мужа на 5 иболее баллов выше, чем ребёнок. Это означает, что ваш муж очень мало значит для ребёнка.
Ваш ребёнок набрал на 5 и более баллов больше. Вы недооцениваете степень привязанности ребёнка к отцу. Задумайтесь, может быть, у вашего мужа есть какие-то положительные качества, которых вы не замечаете.
ТЕСТ «ОТЕЦ СЕМЕЙСТВА»
Чтобы узнать, каков ваш муж в роли отца, ответьте на следующие вопросы. Ответ «согласна» — 2 балла, «не совсем» — 1, «не согласна» — 0.
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1.Муж лучше справляется со взрослыми детьми, чем с маленькими.
2.После развода дети должны оставаться с матерью.
3.Хороший муж — обычно и хороший отец.
4.Мужчины не должны открыто проявлять свои чувства, как женщины.
5.При воспитании детей мнение отца решающее.
6.Муж считает, что после рождения ребёнка жена уделяет ему меньше внимания.
7.Нельзя терпеть плохого отца.
8.Муж считает, что жена делает всё лучше его, пусть она и воспитывает детей.
9.Если ребёнок не может с чем-то справиться, он должен всегда обращаться к матери.
10.Чем сильнее любовь отца к ребёнку, тем легче его воспитывать.
11.Муж вмешивается в воспитание ребёнка только тогда, когда его об этом просит жена.
12.После развода родителей маленький ребёнок, оставшийся с матерью, вообще не замечает отсутствия отца.
13.Муж считает, что матери обыкновенно слишком балуют детей.
14.Отцам полезно проводить отпуск вместе с семьёй.
15.Мальчик ещё с раннего возраста должен воспитываться иначе, чем девочка.
16.Некоторые дети предпочитают проводить своё время скорее с отцом, чем с матерью.
17.Муж считает, что ребёнок важнее для матери, чем для отца.
18.Во всех вопросах воспитания отец может успешно заменить мать.
19.Ребёнок должен больше уважать отца, чем мать.
20.Вы всегда вмешиваетесь, когда отец начинает заниматься с ребёнком.
21.При желании отец может справиться с новорождённым не хуже матери.
22.Отец более важен для сына, чем для дочери.
23.Вы не воспринимаете отца как серьёзного воспитателя.
24.Отец любит предлагать ребёнку что-то новое и экспериментировать с ним.
РЕЗУЛЬТАТЫ
А теперь подсчитайте, сколько баллов набрано в каждой группе ответов.
В первуюгруппу входят ответы на вопросы: 1,4, 5, 12, 13,15, 19,22;
Вовторую: 2, 6, 8, 9, 11, 17, 20, 23;
Втретью: 3,7, 10,14,16, 18, 21, 24.
Каждая группа соответствует типу, к которому относится отец вашего семейства. В какой группе ответов набрано больше всего баллов, к такому типу он и принадлежит.
Тип I «ТРАДИЦИОННЫЙ» Он глава семьи, полностью представляет ваши интересы в общении с «внешним миром». Он «последняя инстанция» и при решении вопросов воспитания детей. Порой он до известной степени строг; очень большое значение придаёт дисциплине, требует от детей выполнения своих обязанностей. В многодетных семьях он уделяет с каждым годом всё больше внимания воспитанию детей, особенно сыновей. Но в принципе между ним и детьми нет «задушевных» отношений. Дети обычно относятся к отцу сдержанно, так как чувствуют, что он не знает достаточно хорошо их нужды и желания.
Тип II «ОТЕЦ», главным образом, озабоченный СЕМЕЙНЫМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ”. Муж предоставляет полную свободу жене в вопросах воспитания детей. Считает, что он всё равно не может заменить жену в этом деле. Тем более что он постоянно загружен работой. Но даже в свободное время он не горит желанием позаниматься с детьми. И неудивительно, что спустя некоторое время и дети начинают относиться к нему отчуждённо.
Тип III «ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ОТЕЦ» Для такого отца общение, забота о детях — вещи самые нормальные и естественные. Хотя у него и нет для этого столько свободного времени, сколько бы хотелось, вечера он обыкновенно проводит с детьми. Он любит детей, не стесняется это показать им, умеет не только играть с более взрослыми детьми, но и нянчить и присматривать за маленькими. Дети его обожают. Своими самыми сокровенными желаниями они от всего сердца делятся и с ним, и с матерью.