doucrr15.ru - Детский Сад "Юсишка"
Обобщение опыта работы воспитателя МБДОУ ЦРР д/с №15 –
 Колмыченко Дарьи Тимофеевны 
 по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения»  

Введение 

   Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но, сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учёт многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только, как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастет в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно, развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание человека всех возрастов и профессий.
  Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
  На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся, бережно относится к природе, они погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать культуру личности человека, а средством для этого будет экологическая культура и ответственность. И начинать воспитание экологической культуры надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения культурной личности.
  Таким образом, актуальным в наше время становится формирование культуры личности ребёнка дошкольного возраста через совершенствование систем экологического воспитания.
   Поэтому объектом моей работы является процесс экологического воспитания дошкольников.
   Предметом является взаимосвязь занятий и работы в повседневной жизни в ходе экологического воспитания дошкольников.
  В своей работе я ставлю перед собой цель: выявить эффективность влияния системы целенаправленной работы по экологическому воспитанию, на уровень формирования культуры личности ребёнка- дошкольника.
   Гипотезой является идея о том, что, только при комплексной работе на занятиях и в повседневной жизни экологическое воспитание выходит на высокий уровень и способствует формированию высококультурной личности ребёнка дошкольного возраста.
   Для достижения цели я поставила следующие задачи:
   Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников.

   Разработать комплекс мероприятий – на занятиях и в повседневной жизни – по повышению уровня экологического воспитания дошкольников.
   Выявить эффективность влияния работы в комплексе – на занятиях и в повседневной жизни – на экологическое воспитание дошкольников.


Теоретико- методологические аспекты

экологического воспитания дошкольников 

  Самоценность дошкольного возраста очевидна: первые семь лет в жизни ребёнка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
   Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», что сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В. Лучич, М.М. Марковский; не одно поколение училось по учебнику С.А. Веретенниковой. В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И.А. Хайдурова, С.Н.Николаева, Е.Ф. Терентьева и др.) и неживой  (И.С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма. А именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.
   В нашей стране формировалась общая концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологической культуры личности. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка. Сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников:
   Программа А.Вересова «Мы земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.
  Программы Е.Рылеевой «Открой себя», создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребёнка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий «Мир рукотворный».
  Н.А.Авдеевой и Г.Б.Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников «Жизнь вокруг нас», в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.
  Программа «Паутинка» Ж.Л. Васякиной-Новиковой развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: «где я живу» (окружающая среда), «как я живу» (поведение и ответственность), «с кем я живу»  (соседи по планете, взаимосвязь с ними), морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих в одной среде.
  В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России. Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий. Национальных традиций (в Петербурге и области, в Якутии, Перми, Екатеринбурге и т.д.). Примером может служить программа дошкольного образования  «Непреходящие ценности природы» Е.В. Пчелинцевой-Ивановой, а также региональная программа дошкольного образования Ставрополья «Планета детства», в которой в естественно-научном экологическом блоке представлена программа «Азбука экологии» и ее обоснование (автор Л.И. Грехова).
  Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов – понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех её проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой.

Формы работы с детьми по

 экологическому воспитанию в современном ДОУ 

  Рассмотрим основные типы экологических занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения, — занятия первично-ознакомительного, углубленно – познавательного, обобщающего и комплексного типов.
  Занятия первично-ознакомительного типа. На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека передается детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления.
   Занятия углубленно – познавательного типа. Содержание занятий, которые можно назвать углубленно-познавательными, направлено на выявление и показ детям связи между растениями и животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Углубленно-познавательное занятие – завершающее звено той или другой локальной системы работы с детьми.Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Всё это обеспечивает интенсивное развитие мышление дошкольников.
   Занятия комплексного типа. Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах. Комплексные занятия широко используются практикой дошкольного воспитания в разных сферах обучения детей. Эти занятия могут состоять из нескольких частей. Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные представления. Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи другой вид деятельности для дошкольников. Комплексное занятие – это творческое дело воспитателя, их можно организовать по- разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребёнка, а сочетание разных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.
  Наблюдения на прогулке (экскурсии), в уголке природы. Наблюдения за обитателями уголка природы и участка детского сада – ещё одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года. Заполнения календаря природы – ещё одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц. Которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками – галочками соответствующего типа. Походы и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы и т.д.
  За время работы мною был разработан цикл интегрированных занятий, которые провожу с детьми в нетрадиционной форме, широко используя игровые приемы, проблемно-поисковые методы, сюрпризные моменты, художественное слово: «Цветовая экология», «Путешествие по свету». В группе создана развивающая предметно-пространственная среда по экологическому воспитанию: уголок природы, подбор дидактических игр, детский сборник по правилам поведения в природе, экологические выставки.
  Традиционными стали тематические недели по экологическому образованию воспитанников ДОУ (акции «Чистое утро», «Чистый четверг», «Добро пожаловать, птицы!»). Совместно с родителями оформляются выставки плакатов и листовок природоохранного содержания «Берегите Землю», «Земля – наш общий дом» и др.
   Для педагогов детского сада мною были разработаны и проведены ряд консультаций «Работа с детьми среднего дошкольного возраста в уголке природы», «Наблюдение на прогулке как фактор экологического воспитания», семинар «Формы организации экологического воспитания дошкольников», провела мастер-класс «Подбор имитационно-подражательных упражнений».
   Одним из слагаемых моей успешной работы по экологическому воспитанию является совместная деятельность педагога, родителей и детей. Для родителей были разработаны консультации «Воспитание доброты к природе», организовала круглый стол «Сбережем родную природу» и пр. 

Выявление уровня экологической осведомленности дошкольников 

   Для эффективности работы мне необходимо выявить уровень экологической осведомленности детей. В этом направлении мною решались следующие задачи:
1. Определить целевые ориентиры осведомленности дошкольников (средней группы);
2. Подобрать диагностический материал и оборудование.
  Экологическое воспитание детей среднего возраста предполагает:
— во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
— во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
  Эти два направления неразрывны: чтобы детей научить правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

   Критерии сформированности экологических знаний:

  1. Знание о мире животных;
  2. Знание о растительном мире;
  3. Знание о неживой природе;
  4. Знания о временах года.

   При разработке модели мониторинга необходимо ориентироваться на определение термина «качество дошкольного образования», развиваемого С. В. Кузьминым: качество дошкольного образования — это такая совокупность свойств и характеристик, реализация которых в образовательном процессе способствует разностороннему развитию ребенка до уровня, соответствующего его возрастным возможностям и требованиям общества, сохранению его здоровья и обеспечению успешного перехода к следующему возрастному периоду, целью которого является развитие ребенка.
  Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой знаний, умений и навыков, а совокупностью интеллектуальных и личностных качеств.

Организация и содержание педагогического мониторинга 

   Мониторинг определяется как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с помощью относительно стабильного ограниченного числа стандартизированных показателей, отображающих приоритетную причинную зависимость с целью оценки, контроля, прогноза, предупреждения нежелательных тенденций развития (М. М. Поташник, А. Ю. Шаталов, В. В. Афанасьев, И. В. Афанасьева, Е. А. Гвоздева).
    Мониторинг включает сбор информации, осуществляемый по стандартному набору показателей с помощью стандартных процедур, и на выходе дает оценку ситуаций и состояния объектов также в стандартной форме.Данные характеристики и составляют предмет мониторинга.
   Цель мониторинга — изучить процесс достижения детьми 3-7 лет планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе выявления динамики формирования у воспитанников интегративных качеств, которые они должны приобрести в результате ее освоения.
   Для достижения данной цели в ДОУ разработаны мониторинговые индикаторы в соответствии с определенными ФГОС интегративными качествами, формирование которых выступает объектом мониторинга.
   Мониторинговые индикаторы по сути являются планируемыми результатами формирования того или иного интегративного качества в каждой возрастной группе и имеют преемственный с возрастной точки зрения характер.
  Для мониторинга качества образования принципиальную важность имеет изучение побуждений к деятельности и способность к ее самоорганизации. Обозначенная трияда: во-первых, знания, умения и навыки, во-вторых, побуждения, в третьих, самоорганизация деятельности и поведения — составила основу для разработки индикаторов мониторинговой оценки интегративных качеств.
  Итак, каждое интегративное качество, определенное ФГТ и предлагаемых ФГОС, представлено рядом мониторинговых индикаторов в соответствии с возрастом воспитанника, для оценки которых разработаны оценочные шкалы. Совокупность мониторинговых индикаторов составляет содержание педагогического мониторинга.
   В начале учебного года по результатам мониторинга определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника: высокому уровню соответствует зона повышенных образовательных потребностей, среднему уровню — зона базовых образовательных потребностей, низкому и низшему — зона риска.
  В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей.
   Для сбора конкретных диагностических данных педагог использует метод наблюдения. Дополняются наблюдения свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок. Вместе с тем педагог проводит специально организованные диагностические занятия в период, определенный в программе «От рождения до школы» для мониторинга. В эти занятия включаются специально подобранные задания, позволяющие выяснить, насколько ребенок выполняет программные задачи.
    Побуждения оцениваются по критериям:
устойчивые: проявляются стабильно, вызывают инициативную активность;
– неустойчивые: проявляются достаточно часто, но вызывают активность, которая быстро угасает, и ребенок переключается на другие занятия;

– ситуативные: побуждения, продиктованные конкретной внешней ситуацией, спонтанные стремления;
–  не проявляет.
    Знания, представления оцениваются по критериям:
–  четкие, содержательные, системные;
–  четкие, краткие;
–  отрывочные, фрагментарные;
–  не оформлены.
   Умения, навыки оцениваются по критериям:
–  выполняет самостоятельно;
–  выполняет с помощью взрослого;
–  выполняет в общей со взрослым деятельности;
–  не выполняет.

        Все методики являются обоснованными, апробированными и надежными. Они модифицированы для удобства использования.
Педагогическая диагностика предполагает выделение не малоинформативных количественных параметров (уровней, баллов, процентов), а качественных характеристик изучаемого явления, что позволяет определить индивидуальное своеобразие развития каждого воспитанника и тем самым избежать попыток подогнать развитие воспитанника под определенный жесткий стандарт, обесценив его индивидуальность. Для этого к каждой диагностической карте разработаны характеристики достижений ребенка, которые вносятся в примечание.

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников:

Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребёнком).
Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей представителей животных.
Оборудование: Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи. Козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.
Инструкции к проведению: педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учётом места их проживания.
Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.
Педагог предлагает взять третью карту. Из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.
Если на столе остались ещё какие-нибудь фигурки, можно предложить ребёнку ещё раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на карте.
После того, как ребёнок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.
 — Как называется животное (птица, насекомое)?
— Что ты можешь рассказать о нём?
— Твоё отношение к ним.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13-15 баллов)

Ребёнок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.
Соотносит представителей фауны со средой обитания.
Знает характерные признаки;
Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.
Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень (8-12 баллов)
Ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
Не всегда аргументирует свой выбор.
В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.
Знает характерные признаки. Но иногда допускает неточности в ответах.
На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к животным, птицам и насекомым.
Низкий уровень (5-7 баллов)
Ребёнок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
Не всегда аргументирует свой выбор.
Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.
Затрудняется назвать характерные признаки.
На поставленные вопросы ответить затрудняется, а если и отвечает в основном неверно.
Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным и птицам.
Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель: определение характерных особенностей растительного мира.
Оборудование – комнатные растения (пеларгония), традесканция, бегония, бальзамин султанский (огонёк); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.
Инструкция к проведению. Педагог называет комнатные растения и предлагает показать их.
— Какие условия необходимы для жизни и роста растений?
— Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
— Покажи, как правильно нужно это делать? (на примере одного растения)
— Для чего людям нужны комнатные растения?
— Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:
— Сначала деревья, а потом кустарники;
— Лиственные и хвойные деревья;
— Ягоды и грибы (земляника, мухомор, клубника, подберезовик);
— Цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан)
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13-15 баллов)

Ребёнок самостоятельно называет разные виды растений
Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни и роста растений.
Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
Проявляет интерес, эмоционально выражает своё отношение к комнатным растениям.
Средний уровень (8-12 баллов)
Ребёнок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников, цветов.
В основном правильно выделяет группы предполагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.
Без помощи взрослого называет условия необходимые для жизни и роста растений
Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.
Низкий уровень (5-7 баллов)
Ребёнок затрудняется назвать виды растений: деревья, кустарники, цветы.
Не всегда может выделить группы определяемых растений, не может аргументировать свой выбор.
Затрудняется рассказать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.
Практические навыки и умения за комнатными растениями не сформированы.
В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес к растениям.
Задание 3. Определить характерные особенности неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребёнком).
Цель: определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
Оборудование: три баночки (с песком, с камнями, с водой).
Инструкция к проведению: Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того, как ребёнок ответит на следующие вопросы.
— Какие свойства песка ты знаешь?
— Где и для чего человек использует песок?
— Какие свойства камней ты знаешь?
— Где и для чего человек использует камни?
— Какие свойства воды ты знаешь?    
— Где и для чего человек использует воду?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13-15 баллов)

Ребёнок без труда определяет содержимое баночек.
Правильно называет отличительные признаки объектов не живой природы.
Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.
Средний уровень (8 – 12 баллов).
Ребёнок в основном правильно определяет содержимое баночек.
Называет основные отличительные признаки объектов неживой природы.
После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.
Низкий уровень (5-7 баллов).
Ребёнок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек.
Не всегда правильно называет отличительные признаки объектов неживой природы.
Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.
Задание 4. Знание времен года (проводиться индивидуально или маленькими подгруппами).
Цель: определить уровень знания времен года.
Оборудование: Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.
Инструкция к проведению. Педагог. Какое время года тебе нравится больше всего и почему? Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним.
Затем предлагается ответить «Когда это бывает?»
— Светит ярко солнце, дети купаются в речке.
— Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках?
— С деревьев опадают листья, птицы улетают в тёплые края?
— На деревьях распускаются цветочки. Расцветают подснежники?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13-15 баллов)

Ребёнок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности.
Знает характерные признаки каждого времени года.
По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года.
Комментирует свой рисунок.
Средний уровень (8-12 баллов)
Ребёнок правильно называет времена года. Иногда затрудняется в последовательности времен года.
В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.
Нам вопрос 2Какое время года тебе нравится?» отвечает односложно.
В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года.
Низкий уровень (5-7 баллов)
Ребёнок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности.
Не знает характерных признаков времён года.
Отвечая на вопрос «Какое время года тебе нравится и почему?», называет только время года.
В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года.
Задание 5. Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребёнком).
Цель: Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
— Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными, (если они есть)? Если у ребёнка нет домашних животных, спрашивайте: «Если у тебя дома бала бы кошка или собака. Как бы ты стал за ними ухаживать?
— Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями уголка природы в детском саду?
— Что ты вместе с взрослыми можешь делать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?
 — Как мы можем помочь зимующим птицам?
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень (13-15 баллов)

Ребёнок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы.
Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы.
Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
Средний уровень (8-12 баллов).
Ребёнок отвечает на поставленные вопросы.
В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы.
Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
Низкий уровень (5-7 баллов)
Ребёнок затрудняется отвечать на поставленные вопросы.
Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и растениями уголка природы.
Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
Результаты диагностирования заносились в таблицу.

Динамика повышения уровней сформированности экологических знаний и
экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников.

Период

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение к миру природы

Общий уровень по группе

О мире животных

О растительном мире

О неживой природе

О временах года

Начало работы

9,5

8,6

10,9

11,6

9,4

10,0

Окончание работы

12

11,5

13

13,0

12

12

Прирост показателей (в баллах)

3,5

2,9

2,1

1,4

3,6

2

 

Качественные изменения сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников.

Уровень

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение к миру природы

Общий уровень по группе

О мире животных

О растительном мире

О неживой природе

О временах года

Высокий 60 70 50 70 60 60
Средний 40 30 50 30 40 40
Низкий 0 0 0 0 0 0

  В 2013-2014 году диагностика участников показала положительную динамику в повышении уровня экологической воспитанности. Сравнительный анализ на 2013-2014 год выявил процентный рост знаний и умений воспитанников на 9-10% по всем компонентам. Это проявлялось в повышении уровня экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы. Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников показавшие низкие результаты. Считаю, что работу в данном направлении надо совершенствовать, ведь мир природы не имеет границ, ещё много неизведанно и не открыто.
   Кроме того, заметно изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообуславливают друг друга, что организм и среда – неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу. 
  Особую заботу дети стали проявлять за обитателями уголка природы. На занятиях по окружающему миру дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих вопросов. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок.
  Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять больший интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям и цветам. Теперь все дети знают, что человек и природа неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.