Обобщение опыта работы
воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Центр развития ребенка – детский сад №15 «Юсишка»
города Ставрополя –
Паврозиной Светланы Николаевны
по теме: «Воспитание и обучение детей правилам дорожного движения в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Введение
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.
Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем — школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Главная моя задача доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Я выбрала эту тему потому, что считаю ее актуальной и жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире. Важно, как можно раньше научить детей правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые.
Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения. Перед собой я ставлю цель: раскрыть специфику обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дороге.
Гипотезой является идея о том, что, только при комплексной работе на занятиях и в повседневной жизни изучение правил дорожного движения выходит на высокий уровень и способствует формированию личности ребёнка дошкольного возраста.
Для достижения цели я поставила следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую, методическую литературу, посвященную изучаемой проблеме;
- проанализировать формы и методы руководства при обучении детей ПДД;
- обучать детей безопасному поведению в дорожной среде;
- воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
Ожидаемые результаты:
- создать необходимые условия для организации деятельности по обучению детей правилам дорожного движения;
- координировать деятельность по обучению ПДД детей между родителями и педагогами ДОУ;
- вызвать интерес у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге;
- сформированы навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;
Ознакомление с темой «Воспитание и обучение детей правилам дорожного движения в условиях дошкольного образовательного учреждения» рассчитано на 4 года (начиная со второй младшей группы) и проходит системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала.
Представленный опыт работы может быть использован в работе воспитателей детских садов.
Теоретическое обоснование темы
Накопление опыта безопасного поведения на дороге – это часть системы обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая напрямую связана со всеми сторонами жизни человека. Эту проблему по праву относят к глобальным.
Все программы дошкольных учреждений включают в себя определенное содержание работы по изучению правил дорожной безопасности. Проведенный анализ программы «Основной образовательной программы дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой: показывает, что содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» направлено на достижение целей по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение следующих задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.
В основу опыта работы легли следующие принципы и методы обучения.
Принцип доступности. Опыт работы учитывает возрастные особенности и возможности детей дошкольного возраста. Мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребёнка, степени сложности тематического материала.
Принцип индивидуализации. Определяет учёт индивидуальных особенностей ребёнка. В опыте предусмотрено немало дидактических пособий для индивидуального обучения.
Принцип повторяемости материала. Только при многократных повторениях в памяти ребёнка будут откладываться необходимые жизнесберегающие правила и навыки. А их вариативность будет вызывать у детей интерес и положительные эмоции.
Принцип дифференцированного подхода. Решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.
Принцип наглядности. При разучивании учебного материала постоянно используются тематические плакаты, картинки, опыты, эксперименты, экскурсии. Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. Стихи, элементы русского фольклора помогают детям лучше запомнить увиденное.
Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
Принцип преемственности. Взаимодействие с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Все вышеизложенные принципы удачно реализуются только во взаимодействии друг с другом.
В процессе реализации поставленных задач можно выделить наиболее эффективные методы и формы организации учебно-воспитательного процесса с детьми. Обучая детей правилам поведения на дороге, используются как традиционные методы, так и инновационные.
Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются: словесный метод, метод показа и игровой метод. Всем известно, что игра является естественным спутником жизни ребёнка. Поэтому игровой метод был и остаётся традиционным средством педагогики. Ведь игра – это источник радостных эмоций и хорошего настроения.
- Словесный:
- устное изложение (знакомство с новыми знаниями по теме, фактами, событиями);
- беседы: «Машины на нашей улице», «А если светофоры исчезнут?», «Для чего нужна дорога?», «Кто такие пешеходы и пассажиры?»;
- чтение художественных произведений;
- использование фольклорных материалов.
2. Метод показа:
- презентация собственных материалов и интернет ресурсов;
- работа с иллюстрациями по теме;
- наблюдение (наблюдения за транспортом, за поведением людей на дорогах);
- сбор фотоматериалов, просмотр мультипликационных фильмов: «Правила дорожного движения», «Смешарики. Азбука безопасности», «Уроки Совы. Азбука безопасности на дороге».
3. Игровой:
- выполнение различных творческих работ по данной тематике;
- применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх;
- дидактические игры;
- подвижные игры;
- настольно-печатные игры.
Занятия строятся с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Согласно вступивших в силу ФГОС, дошкольное образование требует от нас, педагогов, реализации новых инновационных технологий, постоянного творческого поиска. Поэтому в работе используются следующие технологии:
- здоровьесберегающие (подвижные и спортивные игры, физминутки, игры-соревнования, эстафеты и др.);
- личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
- информационно-коммуникационные технологии (компьютерные и мультимедийные средства обучения, стимулируют познавательный интерес дошкольников);
- проектная деятельность.
Работа по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения направлена на ознакомление с правилами поведения на улицах и дорогах города. Правила дорожного движения – это строгий закон улиц и дорог, его нельзя нарушать. Если не соблюдать его, можно поплатиться своим здоровьем или жизнью.
Для реализации поставленной цели и задач мы обратили особое внимание на организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:
- Насыщенность среды – представлена в виде дидактических, сюжетноролевых игр, пособий.
- Трансформируемость – игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую, автосалон и др.
- Полифункциональность – при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны, речевое развитие.
- Вариативность – например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.
- Доступность.
- Безопасность.
Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Воспитательный процесс с детьми осуществляется:
- Через непосредственное восприятие дорожной среды во время прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т.д.;
- В процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.
Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, конструировании, выполнении аппликаций, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.
Главным фактором в обучении ребенка правилам дорожного движения является личный пример взрослого. Поэтому в работе необходимо как можно чаще сотрудничать с родителями, с которыми достигнуто полное взаимопонимание. Они являются заинтересованными партнерами в обучении и развитии детей.
В течение года регулярно проводятся выставки рисунков, поделок, изготовленных детьми и родителями.
Тесное сотрудничество родителей и педагогов, единые требования воспитателей и родителей обеспечивают формирование у детей прочных навыков поведения на улице и дороге.
Было проведено анкетирование родителей по изучению их отношения к необходимости обучения детей ПДД. Ответы родителей распределились следующим образом. На вопрос: «Ваш ребенок знает:
- название города, ответили 73% из 100%;
- свой домашний адрес полностью – 42%;
- свой домашний адрес не полностью – 38%.
89% добираются домой из детского сада пешком, а также ежедневно говорят ребенку о необходимости соблюдать ПДД.
78% родителей с детьми переходят дорогу в специальных местах и
22% переходят там, где им удобно.
100% родителей ответили, что они учат ребенка соблюдать ПДД,
88% из них, считают, что детский сад также учит, а 12% – помогают бабушка и дедушка.
71% родителей всегда соблюдают ПДД и 29% не всегда.
86% никогда не нарушают ПДД, когда идут с детьми и, к сожалению,
14% иногда нарушают, когда спешат.
100% родителей считают, что усилия педагогов по ознакомлению детей с ПДД будут наиболее эффективны при их поддержке.
Таким образом, радует, что родители ежедневно говорят с детьми о необходимости соблюдать ПДД, но, к сожалению, иногда нарушают их сами.
Система обучения дошкольников правилам дорожного движения
Система действий по обучению правилам дорожной безопасности первоначально предполагает анализ состояния знаний, умений и навыков по соблюдению правил безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе. С целью проверки знаний детей по правилам дорожного движения в начале 2018-2019 учебного года были проведены наблюдения, беседы.
Высокий уровень – характеризуется тем, что ребенок знает знаки правил дорожного движения, имеет понятие о различных категориях транспорта, знает правила движения пешеходов, велосипедистов.
Средний уровень – характеризуется тем, что ребенок знает знаки правил дорожного движения, но часто путается, не уверен в своих знаниях. Понятие о различных категориях транспорта нечеткое, допускает ошибки в правилах дорожного движения пешеходов, велосипедистов.
Низкий уровень – ребенок не знает знаки правил дорожного движения, не разделяет транспорт по категориям, правила движения пешеходов, велосипедистов знает недостаточно.
Результаты освоения программных задач на начало года оказались следующими.
С высоким уровнем – 0 человек (0%)
Средний уровень – 24 человека (48%)
Низкий уровень – 26 детей (52%)
Вывод: анализ показывает, что в начале года знания детей на недостаточном уровне и требуется плодотворная работа в данном направлении. Достаточно высок низкий уровень, это говорит о том, что дети не имеют элементарных навыков безопасного поведения.
Главной целью работы стало: формирование у дошкольников особых ориентиров в сознании, которые условно называются «безопасность – опасность» и умения осуществлять осознанные действия в ситуациях, адекватным этим понятиям.
Понимая огромное значение основ безопасного поведения в жизни ребёнка, на втором этапе деятельности самостоятельно создавался методический материал для детей дошкольного возраста:
- картотека подвижных и дидактических игр для детей 3 – 7 лет;
- целевые прогулки по ПДД для детей 3 – 7 лет;
- конспекты бесед с детьми и родителями;
- подбор художественной литературы, загадок.
Проведенная работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети, получая знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения.
Об эффективности системы работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения и предупреждению травматизма на дорогах свидетельствует и проведенное в конце 2018 -2019 учебного года обследование уровня знаний, умений и навыков воспитанников группы, которое показывает положительную динамику роста знаний, повышения умений и навыков.
Результаты освоения программных задач на конец года оказались следующими.
С высоким уровнем – 8 человек (16%)
Средний уровень – 27 человека (54%),
Низкий уровень – 15 детей (30%)
Вывод: в ходе проведенной работы с детьми виден положительный результат по сравнению с началом года.
Подводя итоги, следует сказать, что проделанная работа дала определенный результат – посредством ознакомления с правилами дорожного движения у большего числа детей сформировались навыки безопасного поведения на дороге.
В ходе проведенных мероприятий дети познакомились с ближайшим окружением (дом, улица, магазин, поликлиника, детский сад), со специальными видами транспорта, научились различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину; дети узнали о назначении светофора и его сигналах.
Вместе с этим отмечено повышение активности родителей по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения, воспитания культуры безопасного поведения на дорогах, в повышении ответственности родителей за безопасную перевозку детей; укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду в тесном контакте с родителями, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.
О себе | Представление | Информационная карта | Опыт работы | Педагогическая копилка |
Консультации для родителей | Консультации для педагогов | Фотоальбом | Мои достижения |
Материалы заочного тура | Контакты