doucrr15.ru - Детский Сад "Юсишка"

Обобщение опыта работы

воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Центр развития ребенка – детский сад №15 «Юсишка»

 города Ставрополя –

 Паврозиной Светланы Николаевны

по теме: «Воспитание и обучение детей правилам дорожного движения в условиях дошкольного образовательного учреждения»

 

Введение

            Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.

           Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

           Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.

            Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем — школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

            Главная моя задача доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

           Я выбрала эту тему потому, что считаю ее актуальной и жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире. Важно, как можно раньше научить детей правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые.

            Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения. Перед собой я ставлю цель: раскрыть специфику обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дороге.

Гипотезой является идея о том, что, только при комплексной работе на занятиях и в повседневной жизни изучение правил дорожного движения выходит на высокий уровень и способствует формированию личности ребёнка дошкольного возраста.

Для достижения цели я поставила следующие задачи:

  1. изучить психолого-педагогическую, методическую литературу, посвященную изучаемой проблеме;
  2. проанализировать формы и методы руководства при обучении детей ПДД;
  3. обучать детей безопасному поведению в дорожной среде;
  4. воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

Ожидаемые результаты:

  • создать необходимые условия для организации деятельности по обучению детей правилам дорожного движения;
  • координировать деятельность по обучению ПДД детей между родителями и педагогами ДОУ;
  • вызвать интерес у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге;
  • сформированы навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;

Ознакомление с темой «Воспитание и обучение детей правилам дорожного движения в условиях дошкольного образовательного учреждения» рассчитано на 4 года (начиная со второй младшей группы) и проходит системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала.

Представленный опыт работы может быть использован в работе воспитателей детских садов. 

Теоретическое обоснование темы

Накопление опыта безопасного поведения на дороге – это часть системы обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая напрямую связана со всеми сторонами жизни человека. Эту проблему по праву относят к глобальным.

Все программы дошкольных учреждений включают в себя определенное содержание работы по изучению правил дорожной безопасности. Проведенный анализ программы «Основной образовательной программы дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой: показывает, что содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» направлено на достижение целей по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение следующих задач:

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщение к правилам безопасного для человека поведения;
  • передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.

В основу опыта работы легли следующие принципы и методы обучения.

Принцип доступности. Опыт работы учитывает возрастные особенности и возможности детей дошкольного возраста. Мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребёнка, степени сложности тематического материала.

Принцип индивидуализации. Определяет учёт индивидуальных особенностей ребёнка. В опыте предусмотрено немало дидактических пособий для индивидуального обучения.

Принцип повторяемости материала. Только при многократных повторениях в памяти ребёнка будут откладываться необходимые жизнесберегающие правила и навыки. А их вариативность будет вызывать у детей интерес и положительные эмоции.

Принцип дифференцированного подхода. Решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.

Принцип наглядности.   При разучивании учебного материала постоянно используются тематические плакаты, картинки, опыты, эксперименты, экскурсии. Кроме того, большое   значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. Стихи, элементы русского фольклора помогают детям лучше запомнить увиденное.

Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

Принцип преемственности. Взаимодействие с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Все вышеизложенные принципы удачно реализуются только во взаимодействии друг с другом.

В процессе реализации поставленных задач можно выделить наиболее эффективные методы и формы организации учебно-воспитательного процесса с детьми. Обучая детей правилам поведения на дороге, используются как традиционные методы, так и инновационные.

Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются: словесный метод, метод показа и игровой метод. Всем известно, что игра является естественным спутником жизни ребёнка. Поэтому игровой метод был и остаётся традиционным средством педагогики. Ведь игра – это источник радостных эмоций и хорошего настроения.

  1. Словесный:
  • устное изложение (знакомство с новыми знаниями по теме, фактами, событиями);
  • беседы: «Машины на нашей улице», «А если светофоры исчезнут?», «Для чего нужна дорога?», «Кто такие пешеходы и пассажиры?»;
  • чтение художественных произведений;
  • использование фольклорных материалов.

2. Метод показа:

  • презентация собственных материалов и интернет ресурсов;
  • работа с иллюстрациями по теме;
  • наблюдение (наблюдения за транспортом, за поведением людей на дорогах);
  • сбор фотоматериалов, просмотр мультипликационных фильмов: «Правила дорожного движения», «Смешарики. Азбука безопасности», «Уроки Совы. Азбука безопасности на дороге».

3. Игровой:

  • выполнение различных творческих работ по данной тематике;
  • применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх;
  • дидактические игры;
  • подвижные игры;
  • настольно-печатные игры.

Занятия строятся с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. 

Согласно вступивших в силу ФГОС, дошкольное образование требует от нас, педагогов, реализации новых инновационных технологий, постоянного творческого поиска. Поэтому в работе используются следующие технологии:

  • здоровьесберегающие (подвижные и спортивные игры, физминутки, игры-соревнования, эстафеты и др.);
  • личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
  • информационно-коммуникационные технологии (компьютерные и мультимедийные средства обучения, стимулируют познавательный интерес дошкольников);
  • проектная деятельность.

Работа по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения направлена на ознакомление с правилами поведения на улицах и дорогах города. Правила дорожного движения – это строгий закон улиц и дорог, его нельзя нарушать. Если не соблюдать его, можно поплатиться своим здоровьем или жизнью.

Для реализации поставленной цели и задач мы обратили особое внимание на организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:

  • Насыщенность среды – представлена в виде дидактических, сюжетноролевых игр, пособий.
  • Трансформируемость – игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую, автосалон и др.
  • Полифункциональность – при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны, речевое развитие.
  • Вариативность – например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.
  • Доступность.
  • Безопасность.

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Воспитательный процесс с детьми осуществляется:

  1. Через непосредственное восприятие дорожной среды во время прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т.д.;
  2. В процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.

Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, конструировании, выполнении аппликаций, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.

Главным фактором в обучении ребенка правилам дорожного движения является личный пример взрослого. Поэтому в работе необходимо как можно чаще сотрудничать с родителями, с которыми достигнуто полное взаимопонимание. Они являются заинтересованными партнерами в обучении и развитии детей.

В течение года регулярно проводятся выставки рисунков, поделок, изготовленных детьми и родителями.

Тесное сотрудничество родителей и педагогов, единые требования воспитателей и родителей обеспечивают формирование у детей прочных навыков поведения на улице и дороге.

Было проведено анкетирование родителей по изучению их отношения к необходимости обучения детей ПДД. Ответы родителей распределились следующим образом. На вопрос: «Ваш ребенок знает:

  • название города, ответили 73% из 100%;
  • свой домашний адрес полностью – 42%;
  • свой домашний адрес не полностью – 38%.

89% добираются домой из детского сада пешком, а также ежедневно говорят ребенку о необходимости соблюдать ПДД. 

78% родителей с детьми переходят дорогу в специальных местах и

22% переходят там, где им удобно.

100% родителей ответили, что они учат ребенка соблюдать ПДД,

88% из них, считают, что детский сад также учит, а 12% – помогают бабушка и дедушка.

71% родителей всегда соблюдают ПДД и 29% не всегда.

86% никогда не нарушают ПДД, когда идут с детьми и, к сожалению,

14% иногда нарушают, когда спешат.

100% родителей считают, что усилия педагогов по ознакомлению детей с ПДД будут наиболее эффективны при их поддержке.

Таким образом, радует, что родители ежедневно говорят с детьми о необходимости соблюдать ПДД, но, к сожалению, иногда нарушают их сами.

Система обучения дошкольников правилам дорожного движения

Система действий по обучению правилам дорожной безопасности первоначально предполагает анализ состояния знаний, умений и навыков по соблюдению правил безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе. С целью проверки знаний детей по правилам дорожного движения в начале 2018-2019 учебного года были проведены наблюдения, беседы.

Высокий уровень – характеризуется тем, что ребенок знает знаки правил дорожного движения, имеет понятие о различных категориях транспорта, знает правила движения пешеходов, велосипедистов.

Средний уровень – характеризуется тем, что ребенок знает знаки правил дорожного движения, но часто путается, не уверен в своих знаниях. Понятие о различных категориях транспорта нечеткое, допускает ошибки в правилах дорожного движения пешеходов, велосипедистов.

Низкий уровень – ребенок не знает знаки правил дорожного движения, не разделяет транспорт по категориям, правила движения пешеходов, велосипедистов знает недостаточно.

Результаты освоения программных задач на начало года оказались следующими.

С высоким уровнем – 0 человек (0%)  

Средний уровень – 24 человека (48%)

Низкий уровень – 26 детей (52%)

 

Вывод: анализ показывает, что в начале года знания детей на недостаточном уровне и требуется плодотворная работа в данном направлении. Достаточно высок низкий уровень, это говорит о том, что дети не имеют элементарных навыков безопасного поведения.

Главной целью работы стало: формирование у дошкольников особых ориентиров в сознании, которые условно называются «безопасность – опасность» и умения осуществлять осознанные действия в ситуациях, адекватным этим понятиям.

Понимая огромное значение основ безопасного поведения в жизни ребёнка, на втором этапе деятельности самостоятельно создавался методический материал для детей дошкольного возраста:

  • картотека подвижных и дидактических игр для детей 3 – 7 лет;
  • целевые прогулки по ПДД для детей 3 – 7 лет;
  • конспекты бесед с детьми и родителями;
  • подбор художественной литературы, загадок.

Проведенная работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети, получая знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения. 

Об эффективности системы работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения и предупреждению травматизма на дорогах свидетельствует и проведенное в конце 2018 -2019 учебного года обследование уровня знаний, умений и навыков воспитанников группы, которое показывает положительную динамику роста знаний, повышения умений и навыков. 

Результаты освоения программных задач на конец года оказались следующими.

С высоким уровнем – 8 человек (16%)  

Средний уровень – 27 человека (54%),

Низкий уровень – 15 детей (30%)

 

Вывод: в ходе проведенной работы с детьми виден положительный результат по сравнению с началом года.

Подводя итоги, следует сказать, что проделанная работа дала определенный результат – посредством ознакомления с правилами дорожного движения у большего числа детей сформировались навыки безопасного поведения на дороге. 

В ходе проведенных мероприятий дети познакомились с ближайшим окружением (дом, улица, магазин, поликлиника, детский сад), со специальными видами транспорта, научились различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину; дети узнали о назначении светофора и его сигналах.

Вместе с этим отмечено повышение активности родителей по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения, воспитания культуры безопасного поведения на дорогах, в повышении ответственности родителей за безопасную перевозку детей; укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду в тесном контакте с родителями, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.

 

 


О себе | Представление | Информационная карта | Опыт работы | Педагогическая копилка |
Консультации для родителей | Консультации для педагогов | Фотоальбом | Мои достижения |
Материалы заочного тура |  Контакты