doucrr15.ru - Детский Сад "Юсишка"

Эссе

воспитателя МБДОУ ЦРР д/с №15 Колмыченко Дарьи Тимофеевны

  на тему:  «Я – современный педагог»

    

                                                                   … И каждый час, и каждую минуту
                                                                      О чьих-то судьбах вечная забота.
Кусочек сердца отдавать кому-то –
Такая, брат, у нас с тобой работа…

                                                                                                     (В. Беляков)

   …Тихий зимний вечер. Уютная детская комната. Маленькая девочка старательно раскладывает разрезные карточки. Её куклы-ученицы, затаив дыхание, ждут начала урока. Девочка уже знает буквы и цифры и ей важно, чтобы их знали другие… Именно такие моменты чаще всего выхватывает моя память из детства. В начале я играла в «детский сад», потом в «школу», подсознательно чувствуя в себе потребность поделиться с кем-то тем, что уже знаю я сама.
   Уже в школе, с невероятной силой, меня захватил цикл естественных наук. К нам в школу пришел работать преподаватель из университета. Молодой, бесконечно увлечённый своим предметом, он принялся с азартом учить нас, школьников. Очень легко и интересно, он открыл нам мир природы, показал нам её единство с человеком. И когда в школе возникло научное общество  «Юный эколог» я, конечно, вступила в его ряды. Мы участвовали в различных конференциях и семинарах, готовили доклады и презентации, принимали участие в опытах и экспериментах.

Сейчас я с улыбкой вспоминаю, что моя влюбленность в предмет была смешана с удивительным умением преподавателя  «заразить» потребностью в знаниях. Я твердо знала, что хочу связать свою жизнь с наукой о природе. Университет буквально распахнул для меня двери науки. Интересным было все: лекции, семинары, практические занятия. Каждый день мы совершали невероятные открытия для себя: мир природы удивительно хрупок и раним, а жизнь уникальна и неповторима. Наряду с основными лекциями нам читали курс «Педагогика и психология». Во мне никогда не исчезала потребность поделиться своими знаниями, а практика в образовательных учреждениях укрепила мое желание быть педагогом.
Годы учебы пролетели стремительно, легко и интересно. И вот уже выпускница университета по специальности «Биолог-преподаватель» я стою на пороге своей новой взрослой жизни. Сомнений, где работать, не возникало. Я очень люблю детей, и поэтому пришла работать в детский сад.
Уверенности в своих силах и знаниях не было. Передо мной возник неизвестный, закрытый для меня мир маленьких детей. Воспитатель – не учитель. Это два совершенно разных вида деятельности и общения с детьми. Я размышляла над тем, что учитель, зачастую, ставит задачу – ученик должен её решить, а воспитатель не ставит задач. Воспитатель должен сделать гораздо больше: увлечь, заинтересовать, удержать внимание. Поначалу вся моя «системная педагогика и возрастная психология» разбивались вдребезги о детскую непосредственность и непредсказуемость. Ведь нигде не прочитаешь, о том, как ответить на сотни конкретных «почему», как уговорить одеться, умыться, как всех шалунов и непосед уложить в кроватки. Решение пришло не сразу, зато самое верное: с дошкольниками нужно все время играть, не приказывать, не требовать, а убеждать игрой.  «Ах, какой сегодня суп! Не может быть – тут и морковка и картошка! Повар-то наш как старалась! А давайте посмотрим, что на донышке тарелки!»… И совсем вскоре, у меня получилось влюбиться в свою профессию! Дети такие все разные! Десять разных, маленьких людей с огромными глазами и открытыми душами. В понимании этой детской «разности» и есть прелесть моей профессии!
Я научилась любить детей не за что-то , а любить их такими, какие они есть с их радостями и печалями, успехами и неудачами. Больше того, я утвердилась в мнении о том, что дети не меньше, чем взрослые нуждаются в уважении, ведь это признание высоких качеств, заслуг, человеческого достоинства. Поэтому важной стороной моего уважения к ребенку для меня стало сотрудничество с ним. Научить не прямо, не в лоб, не любой ценой, а с уважением к нему! Научить так, чтобы никого не расстроить, не огорчить, не обидеть – только тогда уважение станет взаимным, а результат будет радовать обоих! Если мне нужно научить ребенка чему-либо, я должна сделать это сама у него на глазах так, чтобы ему самому захотелось: «Давай из мыла перчатки сделаем на каждый пальчик! Вот так…». Ребенок увидел, как все легко и интересно, и ему тоже захотелось. Такова, на мой взгляд, задача современного воспитателя: предложить увлекательный и доступный путь к новому умению. Иначе не возникнет ни уважения, ни желания, ни умения.
Быть воспитателем сегодня сложно и ответственно, нужны не только всесторонние знания и опыт, но и огромная выдержка. Современный воспитатель должен находиться в постоянном творческом поиске, должен узнать или открыть для себя заново все, что описала уже наука. Тем и увлекает моя профессия, что заставляет наблюдать, думать, решать, находить дорожки к детскому интересу. Я рада, что могу реализовывать свои знания, полученные в университете, заниматься каждый день с детьми, видеть их заинтересованность и искренность. И как удивительно в детском саду сочетается моя любовь к детям и любовь к природе. Именно здесь, мне удалось связать эту любовь воедино. Ведь не иначе, как в детстве, закладываются знания об окружающей действительности, основы взаимодействия с природой. При помощи взрослых, ребёнок начинает осознавать её как общую ценность для всех людей.
И теперь, спустя несколько лет, уже Я стараюсь «заразить» детей любовью ко всему окружающему. Показать, как прекрасен и бесценен мир природы!Ведь окружающая природа – источник развития нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы, воспитать доброту и сердечность. При правильном подходе, ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо, всем сердцем переживает доброе и злое, учится чувствовать прекрасное и неповторимое, учится «говорить» и взаимодействовать с природой.
Главная сила воспитателя – в терпении и доброжелательном отношении к ошибкам, которые можно исправить. Ведь заручившись однажды поддержкой со стороны педагога, каждый ребенок способен найти свой правильный путь в жизни. А если ребенок открылся вам, доверился, я думаю, это дорогого стоит. Я верю в возможности каждого ребенка, в то доброе, что заложено в нем. Мне хотелось бы воспитать в детях уважение к другим людям, чувство собственного достоинства и ответственности за свои поступки, ведь самая главная ценность на Земле – это добрые человеческие чувства! И именно поэтому, каждый день, отбросив усталость и трудности, я вновь спешу на свою любимую работу, где меня ждут маленькие дети, с которыми мы вершим великие дела!